Gvenvivar (gvenvivar) wrote,
Gvenvivar
gvenvivar

Categories:

КАРЬЕРНЫЙ ПУТЬ: ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

После того как я опубликовала предыдущей запись и прочитала комментарии, я почувствовала, что тема собственного бизнеса осталась немного нераскрытой. Я слишком сконцентрировалась на описании процесса работы и совершенно не сделала акцент на собственных эмоциях и ощущениях. Поэтому я решила сделать небольшое лирическое отступление и чуть углубиться в свою собственную рефлексию по поводу этого периода моей жизни. Возможно, что-то нижеописанное покажется вам спорным, и я с удовольствием поддержу дискуссию, если кто-то решит высказаться.

Изначально у меня не было никаких амбиций насчёт собственного дела, я просто помогала маме и постепенно все дела и принятие решений перешли ко мне. Мне было 23 года, у меня не было глубокого опыта, не было особенных успехов и падений тоже. Я была сконцентрирована на ежедневных задачах и возможно не особо обращала внимание на так называемую big picture. Так как все было на мне, у меня просто не было времени сидеть и разрабатывать стратегии и планы, так, как я сделала бы сейчас. Наша стратегия ориентирования на постоянных платежеспособных клиентов помогала держаться на плаву. Для меня главное было найти новых клиентов и поддерживать наши стандарты качества в товаре и обслуживании. Я была фанатом стильного и качественного не-китайского товара и пыталась заразить этой страстью своих клиентов. И у меня это получалось! Но расти с такой стратегией было тяжело, ведь в небольшом подмосковном городе только небольшая группа людей может позволить себе постоянно покупать дорогие вещи.

Но у меня была страсть, запал, я искренне любила и уважала своих клиентов и мне хотелось предложить им только самое лучшее. Самое главное чему научило меня это время - это общаться с людьми, понимать их, находить подход, чувствовать настроение человека в первые минуты общения. Я выучила, что если человек зашёл в твой магазин - значит, ему что-то нужно. Это необязательно ваш товар, может быть, он просто коротает время, но что-то его привлекло. А это всегда возможность, если не сейчас, то в будущем.

Помню, как-то раз я стояла на стремянке в витрине и вешала гирлянды из светящихся лампочек на стекло, в преддверии Нового Года. В магазин зашёл хорошо одетый аккуратный молодой человек. Я поприветствовала его со стремянки, но что-то мне подсказало, что он не покупатель. И тут он руки в боки и хорошо поставленным голосом выдаёт:

- Ах, они вас заставляют, как нехорошо!

Я аж опешила, думаю, кто же? Непонимающе уставилась на него.


- Эксплуататоры! Вы совершенно не обязаны этого делать, вы знаете? Я могу вам помочь, дорогая, мы уже помогли стольким людям найти Бога...

Тут до меня дошло что это новомодный проповедник, который старается мне продать какую-то чушь, на которую у меня совершенно нет времени.


- Стоп-стоп-стоп! - говорю ему. - Секундочку подождите. Никто меня не эксплуатирует, это мой магазин, я сама себе хозяйка, что хочу то и делаю. Будут нужны трусы - добро пожаловать к нам!

Бедный парень сполз с лица и сбежал, поджав хвост. Бедняга. Со стремянки я так и не успела слезть, а то продала бы ему трусы обязательно.

Вторая вещь, которой я научилась за это время - общение с персоналом. Я вообще-то по сути достаточно жесткий человек, люблю, чтобы все было по правилам, магазин должен быть открыт в 10 утра, час перерыв на обед, все четко. Продавец должен хорошо презентабельно выглядеть, быть в хорошем настроении, улыбаться клиенту. Условия работы утрам были хорошие, в Красивом Доме продавцы сидели на белом кожаном диване, в Парадизе - за кассовой стойкой, читать мы им не запрещали, курить - тоже, в разумных пределах. В магазине всегда был чай, кофе. Утром должна быть легкая уборка (пыль и помывка пола), и пересчёт товара, все заносилось в книжку, плюс открытие кассы. Вечером - помывка пола и опять пересчёт, позвонить мне, отчитаться о продажах, закрыть кассу и магазин. Постоянного потока клиентов у нас не было, поэтому они могли спокойно сидеть и читать, многого мы от них не ожидали.

И все равно постоянно приходилось иметь дело с личными ситуациями, абортами, смертями морских свинок, болезнями детей, свадьбами и прочим. Отношения так или иначе строились на доверии. Личного в общении было очень много. Тебе постоянно пытались открыться, что-то рассказать, и приходилось выслушивать, чтобы не демотивировать человека. Можно сказать что продавцы на время их работы в моем бизнесе входили в мой ближайший круг общения, наравне в семьей и близкими друзьями. В то же самое время я не могла им ничего рассказать, я же начальник. Да и не хотела. Но я выучила, что если люди тебе доверяют, надо это поддерживать.

Недавно я слушала один подкаст, где кто-то сказал, что в собственном бизнесе нет такой шкалы, когда бы ты мог себе сказать «все, мой бизнес успешен, я могу спокойно поехать в отпуск». Такого просто нет. Есть какие-то достижения, но если ты владелец, то первое, о чем ты думаешь, а что дальше? Что за этим? Как мне поддержать успех? Какая новая высота? А если тренд пойдёт вниз? Как этого не допустить? То есть ты не можешь в полной мере даже насладиться каким-то достижением, постоянно думая, а что будет завтра? Со страхом и низким уровнем жизненной мотивации в предпринимательстве делать нечего. Тебе надо просто постоянно быть уверенным и убеждать себя и всех вокруг, что все будет хорошо. Сделки с клиентами и партнерами можно закрывать только излучая позитивную энергию. Даже если внутри тебя чернота и ты мысленно считаешь сколько ещё надо будет взять в кредит. Просто надеть улыбку на 32 зуба и не снимать ее больше никогда.

Наверно, забавно читать советы от человека, который закрылся, но я напоминаю, это был 2008й год, когда выжили по сути только те, у кого была подушка. Без клиентов стояли абсолютно все. И я считаю, что вовремя закрыться - это тоже стратегическое решение, болезненное на тот момент, но в целом верное. Я закрылась в тот момент, когда выплата долгов была ещё реальной, если бы мое эго было чуть больше - последствия были бы гораздо тяжелее. Я ничуть не жалею о том времени, это был бесценный опыт, который я получила буквально за 2 года, интенсивным курсом, так сказать. И почти бесплатно :)

Tags: история, карьерный путь, саморефлексия
Subscribe

  • ВАБУДАБИДУ!

    Последние три дня я провела в Абу-Даби, а кажется, что вечность. Всё-таки когда командировки случаются - неважно далеко они или близко - есть…

  • СПЛЮ И ВИЖУ

    В моём напряженном графике сон играет очень важную роль. Каждый раз, приходя с работы, я вижу свою кровать, и уже один взгляд на неё дарит мне…

  • РЕСУРСЫ

    Всё больше убеждаюсь что всё в этой жизни подчинено ресурсу. И даже не столько ресурсу, сколько соотношению этого ресурса например отдельно взятого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • ВАБУДАБИДУ!

    Последние три дня я провела в Абу-Даби, а кажется, что вечность. Всё-таки когда командировки случаются - неважно далеко они или близко - есть…

  • СПЛЮ И ВИЖУ

    В моём напряженном графике сон играет очень важную роль. Каждый раз, приходя с работы, я вижу свою кровать, и уже один взгляд на неё дарит мне…

  • РЕСУРСЫ

    Всё больше убеждаюсь что всё в этой жизни подчинено ресурсу. И даже не столько ресурсу, сколько соотношению этого ресурса например отдельно взятого…