Gvenvivar (gvenvivar) wrote,
Gvenvivar
gvenvivar

Categories:

КАРЬЕРНЫЙ ПУТЬ: ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

После того как я опубликовала предыдущей запись и прочитала комментарии, я почувствовала, что тема собственного бизнеса осталась немного нераскрытой. Я слишком сконцентрировалась на описании процесса работы и совершенно не сделала акцент на собственных эмоциях и ощущениях. Поэтому я решила сделать небольшое лирическое отступление и чуть углубиться в свою собственную рефлексию по поводу этого периода моей жизни. Возможно, что-то нижеописанное покажется вам спорным, и я с удовольствием поддержу дискуссию, если кто-то решит высказаться.

Изначально у меня не было никаких амбиций насчёт собственного дела, я просто помогала маме и постепенно все дела и принятие решений перешли ко мне. Мне было 23 года, у меня не было глубокого опыта, не было особенных успехов и падений тоже. Я была сконцентрирована на ежедневных задачах и возможно не особо обращала внимание на так называемую big picture. Так как все было на мне, у меня просто не было времени сидеть и разрабатывать стратегии и планы, так, как я сделала бы сейчас. Наша стратегия ориентирования на постоянных платежеспособных клиентов помогала держаться на плаву. Для меня главное было найти новых клиентов и поддерживать наши стандарты качества в товаре и обслуживании. Я была фанатом стильного и качественного не-китайского товара и пыталась заразить этой страстью своих клиентов. И у меня это получалось! Но расти с такой стратегией было тяжело, ведь в небольшом подмосковном городе только небольшая группа людей может позволить себе постоянно покупать дорогие вещи.

Но у меня была страсть, запал, я искренне любила и уважала своих клиентов и мне хотелось предложить им только самое лучшее. Самое главное чему научило меня это время - это общаться с людьми, понимать их, находить подход, чувствовать настроение человека в первые минуты общения. Я выучила, что если человек зашёл в твой магазин - значит, ему что-то нужно. Это необязательно ваш товар, может быть, он просто коротает время, но что-то его привлекло. А это всегда возможность, если не сейчас, то в будущем.

Помню, как-то раз я стояла на стремянке в витрине и вешала гирлянды из светящихся лампочек на стекло, в преддверии Нового Года. В магазин зашёл хорошо одетый аккуратный молодой человек. Я поприветствовала его со стремянки, но что-то мне подсказало, что он не покупатель. И тут он руки в боки и хорошо поставленным голосом выдаёт:

- Ах, они вас заставляют, как нехорошо!

Я аж опешила, думаю, кто же? Непонимающе уставилась на него.


- Эксплуататоры! Вы совершенно не обязаны этого делать, вы знаете? Я могу вам помочь, дорогая, мы уже помогли стольким людям найти Бога...

Тут до меня дошло что это новомодный проповедник, который старается мне продать какую-то чушь, на которую у меня совершенно нет времени.


- Стоп-стоп-стоп! - говорю ему. - Секундочку подождите. Никто меня не эксплуатирует, это мой магазин, я сама себе хозяйка, что хочу то и делаю. Будут нужны трусы - добро пожаловать к нам!

Бедный парень сполз с лица и сбежал, поджав хвост. Бедняга. Со стремянки я так и не успела слезть, а то продала бы ему трусы обязательно.

Вторая вещь, которой я научилась за это время - общение с персоналом. Я вообще-то по сути достаточно жесткий человек, люблю, чтобы все было по правилам, магазин должен быть открыт в 10 утра, час перерыв на обед, все четко. Продавец должен хорошо презентабельно выглядеть, быть в хорошем настроении, улыбаться клиенту. Условия работы утрам были хорошие, в Красивом Доме продавцы сидели на белом кожаном диване, в Парадизе - за кассовой стойкой, читать мы им не запрещали, курить - тоже, в разумных пределах. В магазине всегда был чай, кофе. Утром должна быть легкая уборка (пыль и помывка пола), и пересчёт товара, все заносилось в книжку, плюс открытие кассы. Вечером - помывка пола и опять пересчёт, позвонить мне, отчитаться о продажах, закрыть кассу и магазин. Постоянного потока клиентов у нас не было, поэтому они могли спокойно сидеть и читать, многого мы от них не ожидали.

И все равно постоянно приходилось иметь дело с личными ситуациями, абортами, смертями морских свинок, болезнями детей, свадьбами и прочим. Отношения так или иначе строились на доверии. Личного в общении было очень много. Тебе постоянно пытались открыться, что-то рассказать, и приходилось выслушивать, чтобы не демотивировать человека. Можно сказать что продавцы на время их работы в моем бизнесе входили в мой ближайший круг общения, наравне в семьей и близкими друзьями. В то же самое время я не могла им ничего рассказать, я же начальник. Да и не хотела. Но я выучила, что если люди тебе доверяют, надо это поддерживать.

Недавно я слушала один подкаст, где кто-то сказал, что в собственном бизнесе нет такой шкалы, когда бы ты мог себе сказать «все, мой бизнес успешен, я могу спокойно поехать в отпуск». Такого просто нет. Есть какие-то достижения, но если ты владелец, то первое, о чем ты думаешь, а что дальше? Что за этим? Как мне поддержать успех? Какая новая высота? А если тренд пойдёт вниз? Как этого не допустить? То есть ты не можешь в полной мере даже насладиться каким-то достижением, постоянно думая, а что будет завтра? Со страхом и низким уровнем жизненной мотивации в предпринимательстве делать нечего. Тебе надо просто постоянно быть уверенным и убеждать себя и всех вокруг, что все будет хорошо. Сделки с клиентами и партнерами можно закрывать только излучая позитивную энергию. Даже если внутри тебя чернота и ты мысленно считаешь сколько ещё надо будет взять в кредит. Просто надеть улыбку на 32 зуба и не снимать ее больше никогда.

Наверно, забавно читать советы от человека, который закрылся, но я напоминаю, это был 2008й год, когда выжили по сути только те, у кого была подушка. Без клиентов стояли абсолютно все. И я считаю, что вовремя закрыться - это тоже стратегическое решение, болезненное на тот момент, но в целом верное. Я закрылась в тот момент, когда выплата долгов была ещё реальной, если бы мое эго было чуть больше - последствия были бы гораздо тяжелее. Я ничуть не жалею о том времени, это был бесценный опыт, который я получила буквально за 2 года, интенсивным курсом, так сказать. И почти бесплатно :)

Tags: история, карьерный путь, саморефлексия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal